Мировой опыт стимулирования.
Помимо наличия сырьевой базы, основным отличием стран-лидеров в нефтехимической отрасли от остальных производителей является государственная поддержка в виде прямого или косвенного субсидирования отрасли, что позволило увеличить мощности пиролиза в Саудовской Аравии в четыре раза, в Иране — в семь раз.
Правительство Саудовской Аравии способствовало развитию инфраструктуры для отрасли путем создания кластеров в Эль-Джубайле и Янбу, в рамках которых были построены специальные терминалы, ориентированные на экспорт нефтехимической продукции, обустроены промышленные города рядом с нефтехимическими заводами. Однако на сегодняшний день основным фактором конкурентоспособности отрасли является государственное субсидирование цен на этан. Даже с учетом увеличения в 2016 году цены на этан с $0,75/млн БТЕ до $1,75/млн БТЕ он остается самым дешевым сырьем в мире для производства этилена, и, вероятно, Саудовская Аравия сохранит лидерство по этану в обозримом будущем.
Иран, несмотря на второе место в мире по запасам газа и развитую инфраструктуру для его транспортировки, для стимулирования развития нефтехимической отрасли также жестко регулирует цену на этан: в 2016 году цена на этан была снижена до $150/тонну. Помимо этого, правительством страны для повышения инвестиционной привлекательности отрасли предусмотрены 15-летние налоговые каникулы и низкие тарифы на поставку сырья для нефтехимических компаний.
Сильные позиции США в нефтехимической отрасли обусловлены двумя основными факторами: наличием дешевого сырья — этана, а также наличием развитой инфраструктуры по транспортировке сырья и продукции нефтехимической отрасли, которая является результатом государственной политики. Так, начиная с 1980-х годов в США стали появляться MLP (Master Limited Partnerships) — публичные компании, которые получают налоговые преференции как товарищества и не облагаются налогом на прибыль. Поскольку во второй половине 80-х годов прошлого века возможность создания MLP была ограничена в отраслях по добыче, переработке, хранению и транспортировке природных ресурсов, это позволило дать толчок развитию соответствующей инфраструктуры, а также нефтехимической отрасли в целом.
Несмотря на отсутствие целенаправленной государственной поддержки нефтехимических компаний на федеральном уровне, в ряде штатов существует возможность получения налоговых льгот, в том числе для строительства нефтехимических предприятий. Например, в Пенсильвании предусмотрена налоговая льгота для компаний, использующих в качестве сырья этан, а также инвестирующих в производство более $1 млрд и при этом создающих при строительстве более 2500 рабочих мест. Кроме того, в конце 2017 года в США были приняты поправки в Налоговый кодекс, которые значительно снижают налог на прибыль юридических лиц (с 35 до 21%), а также предусматривают налоговые вычеты на капитальные затраты.
Мировой опыт стимулирования
Для реализации потенциала России в отрасли нефтегазохимии необходимо снять те существующие ограничения, которые останавливают инвесторов. Основными направлениями действий сейчас являются:
- повышение конкурентоспособности нефтехимического сырья (СУГ и этан) посредством предоставления обратного акциза для выравнивания доходности разных видов сырья и эффективной конкуренции со странами-лидерами;
- гарантия фиксирования налогообложения в периоде, достаточном для достижения окупаемости проекта — не менее 15 лет.
Стоит отдельно отметить, что для успешного развития пиролиза на этане необходимо также стимулирование выделения этановой фракции из природного газа на ГПЗ.
Развитие нефтегазохимической отрасли и выход России на устойчивые позиции на мировом рынке — очень амбициозная задача, которую нужно решать комплексно. Необходим нетривиальный и смелый подход, дающий реальный экономический стимул.