И речь не только о топливе.
Показатели конверсии посетителей АЗС во всем мире достигли минимума за последние 3 года. Согласно результатам недавних исследований, 51% всех посетителей АЗС заходят в кафе или магазин каждый или почти каждый раз, пока заправляют свой автомобиль. Оставшиеся 49% приобретают только топливо. А, как мы помним, импульсный спрос является одной из главных движущих сил.
По сути, сети АЗС теряют 49% своих потенциальных покупателей, которые кроме топлива могли бы приобрести товары импульсного спроса, включая автокосметику, еду, кофе и т.д. Этот показатель является самым высоким за последние несколько лет. Ситуация кажется особенно странной, учитывая рост популярности направления под названием «foodservice», а, проще говоря, продажи еды, выпечки и кофе. В чем же причина такого небывалого спада? Попробуем разобраться.
Причина №1 — развитие направления eCommerce
Электронная коммерция правит бал. Число онлайн магазинов и всевозможных интернет платформ растет с каждым днем. Представители современного течения eCommerce диктуют свои условия на рынке. Помимо глобальных площадок типа Amazon и AliExpress появляются электронные сервисы для заказа и доставки продуктов из ближайшего супермаркета.
Мы наблюдаем трансформацию привычного процесса делать шопинга. Людям не нужно выходить из дома, чтобы получить то, что они хотят. Соответственно, снижается необходимость посещать АЗС в принципе.
Причина №2 — глобальное снижение количества магазинов и кафе при АЗС
К примеру, только в США за последний год количество так называемых «c-stores» снизилось значительно. Закрываются целые сети. Более сильные игроки поглощают более слабых, а независимым брендам редко удается выдержать конкуренцию даже при наличии ресурсов.
Так, например, популярный в США концепт «dollar stores», в котором можно купить все от сигарет и снеков до продуктов питания и напитков, на грани полного исчезновения. Иначе говоря, у потребителей становится все меньше мест, где они моги бы сделать покупки.
Причина №3 — растущая конкуренция
Банальный пример горя от ума. Эволюция и цифровизация в ритейле привела к тому, что каждому игроку приходится теперь соперничать не только с прямыми конкурентами, но также другими представителями бизнеса, использующими самые разнообразные каналы продаж.
В ход активно идут социальные сети и платформы типа Instagram, которые активно развиваются именно с упором на ритейл. Сегодня каждый может создать небольшой сайт, синхронизировать его с группой в Facebook продавать любые товары. Для этого не требуется ни техническая подготовка, ни какие-то особые навыки.
Причина №4 — Люди стали меньше курить
Для многих сетей в Европе и США именно табачные изделия были одним из основных источников дохода наряду с кофе и самим бензином. Однако популяризация здорового образа жизни вынуждает современного потребителя меньше курить.
Согласно статистике, за последние 10 лет процент курильщиков во всем мире снизился на 14%. Другими словами, сети АЗС потеряли как минимум 14% основной целевой аудитории.
Причина №5 — передовые топливные технологии
Ведущие производители автомобиле применяют новейшие технологии, чтобы сделать свои модели максимально экономичными и безопасными с точки зрения окружающей среды. В результате водителю требуется меньший объем топлива для того, чтобы проехать то же расстояние.
В ситуации с электромобилями тоже не так все просто. Да. есть заправки с необходимым оборудованием. Однако далеко не на всех есть магазины или кафе.