Создание новой системы государственного регулирования для раскрытия потенциала ТРИЗ.
В 2017 году на долю российской нефтяной отрасли пришлось 4,5 трлн рублей налогов, или более 30% доходов федерального бюджета, и 1,3 трлн инвестиций, что составляет около 7% от общего объема по стране. Поэтому ее развитие и стабильный уровень добычи в ближайшие 20+ лет является одним из ключевых приоритетов государственного регулирования.
За последние 10 лет уровень добычи нефти в стране вырос на 9%, до 513 млн т. Однако он был обеспечен вводом крупных гринфилдов, по большей части открытых еще в 70–80-х годах ХХ века. При этом объемы в ХМАО снижаются (-41 млн т к 2008 году). Причем уровень добычи из трудноизвлекаемых залежей, в соответствии с налоговым кодексом, в субъекте вырос на 49 млн т. Это показывает, что эффективность разработки ТРИЗ будет одним из определяющих факторов для перспектив нефтедобычи в России.
С 2008 года добыча ТРИЗ в России выросла в 2,5 раза, до более чем 80 млн т. Активное освоение связано, в том числе, с предоставленными налоговыми льготами. Однако весь прирост приходится на низкопроницаемые коллекторы и тюменскую свиту, технологии разработки которых давно активно применяются в США. Необходимо было адаптировать их для российских условий и повысить рентабельность бурения горизонтальных скважин, стоимость каждой из которых может превышать 200 млн рублей.
Активного освоения баженовской свиты, доманиковых отложений и хадумской свиты не происходит из-за отсутствия технологий добычи. Добыча из данных отложений составляет 0,2% от общей по России. ГЕОЛОГОРАЗВЕДКА // МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА 20 Санкции и отсутствие технологий разработки таких объектов во всем мире ставят перед российскими компаниями задачу создания новых решений. А значит, поднимают все проблемы, которые сейчас существуют в отрасли, начиная с системы госрегулирования и заканчивая взаимодействием между ее участниками. Дело в том, что процесс создания любой технологии включает в себя несколько этапов: НИР, ОКР, ОПИ и непосредственно коммерциализацию. Если есть барьеры на каком-то из этапов, вся цепочка может разрушиться.
Сейчас идет согласование законопроекта по созданию полигонов отработки технологий освоения трудноизвлекаемых запасов. Он позволит закрепить в нормативно-правовом поле данный вид пользования недрами, который во всех ведущих странах является одним из ключевых инструментов поддержки для высокорискованных этапов отработки технологий (ОПИ). Однако в законопроекте предполагается развитие полигонов для создания технологий освоения баженовских, абалакских, хадумских, доманиковых продуктивных отложений и залежей, содержащих нефть вязкостью более 10000 мПа*с, другие проблемные категории запасов не учитываются. К таким, например, относятся палеозойские отложения Западной Сибири с ресурсным потенциалом от 10 до 25 млрд т, по разным оценкам, и добычей 1 млн т.
Из-за низкой изученности и сложного геологического строения здесь отсутствуют экономически эффективные технологии поиска. Средний коэффициент геологического успеха — около 17%. Поэтому необходимо обеспечить условия с целью создания российских технологий для освоения этих отложений, а значит, распространить инструмент полигонов и на них. Важно понимать, что законопроект является лишь первым шагом к полноценному функционированию инструмента полигонов, как это происходит в международной практике.
Необходимо упростить процедуры согласования проектно-технической документации, изменить правила подсчета запасов для ТРИЗ, убрать административные барьеры в части техрегламента, сформировать нормативно-правовую основу для обмена информацией. На высокорискованных этапах НИОКР и ОПИ необходимы условия для привлечения капитала, особенно это касается не ВИНК, а технологических компаний — стартапов. Объем венчурного рынка в России сейчас в двенадцать раз меньше, чем в Индии, и в четыре, чем в Бразилии.
Для развития необходимо формирование государственно-частных финансовых институтов и инициатив в этом направлении, как это делалось в Индии и Китае, повышение взаимодействия отрасли с вузами для коммерциализации. Ключевым вопросом для технологического развития нефтяной отрасли, где цикл коммерциализации инновации составляет порядка 20 лет, является налоговая система, благоприятная для прироста инвестиций. В России, с одной стороны, условия постоянно меняются, с другой — уже более 50% запасов страны попадают под различные преференции по НДПИ.
Главным минусом текущей системы является адресный характер льготирования для конкретных категорий проектов и отсутствие системных стимулов. Правильнее уходить от такого подхода и вводить инструменты стимулирования инвестиций, например, ввести систему повышающих коэффициентов на амортизацию для бурения, геологоразведки, МУН. Из всего вышеперечисленного видно, что для технологического развития отрасли фактически придется создать новую систему государственного регулирования и стимулирования. Для того чтобы решить такую глобальную задачу, необходима скоординированная работа всех профильных ФОИВ и бизнеса, которые сформируют целевые показатели освоения ТРИЗ в России и мероприятия по их достижению.
Автор статьи: Дарья Козлова, руководитель направления «Технологии, разведка и добыча нефти», VYGON Consultin